Действующие ПДД введены с 2001 года. С тех пор назрела необходимость приведения терминов и определений в соответствии с новыми законодательными актами Республики Узбекистан. В частности внесены изменения, в соответствии с принятием Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и постановления Кабинета Министров от 24.06.2008 г. № 141 «О мерах по реализации Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». А именно:
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства добавлен в список документов, которые водитель обязан иметь при себе
- к требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право управлять не принадлежащим им транспортным средствам, добавлено требование наличия договора обязательного страхования гражданской ответственности на неограниченное число лиц либо указания в полисе данного лица.
- в список причин, по которым запрещается эксплуатация ТС добавлен пункт по которому запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в установленном порядке.
Понятие «милиция» заменено на «органы внутренних дел» в соответствие с Указом Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2001 года № УП-2822 «О совершенствовании деятельности органов внутренних дел Республики Узбекистан».
Новая редакция ПДД направлена на урегулирование спорных вопросов и трактовок прошлой редакции. Одним из самых больных вопросов для водителей в последнего времени стал вопрос использования видео-регистраторов. В пункте 12 новых ПДД (что соответствует пункту 3.6 действующих правил) определяется перечень специальных средств, допускающихся к установки в передней части салона транспортного средства. В данном пункте ПДД указано, что водителю запрещается:
- пользоваться во время управления транспортным средством телефоном, а также установленным предприятием-изготовителем в передней части салона транспортного средства теле-, видеомонитором для просмотра теле-, видеопрограмм (добавлена фраза « для просмотра теле-, видеопрограмм»);
- устанавливать теле-, видеомониторы в передней части салона транспортного средства, в том числе на панели приборов, солнцезащитном козырьке и зеркале заднего вида (за исключением навигаторов, видеорегистраторов, а также мониторов, подключённых исключительно к внешним видеокамерам обзора, при условии, что они не будут ограничивать обзорность со стороны водителя).
Уточнена формулировку пункта ПДД 16.1, согласно которой водитель обязан «уступить дорогу пешеходам». В пункте 109 новых ПДД указано, что «водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть». Сам термин «уступить дорогу» остается без изменений.
Упорядочены приоритеты сигналов регулировщика, светофора и дорожных знаков приоритета:
- Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков и разметке
- В случае, если значение сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
- В новой редакции ПДД конкретизируется круг лиц, которые наделены правом регулированием дорожного движения и отличительные знаки регулировщика.
Уточнили, что в понятие жилой зоны входит «участок земли между домовыми постройками» и ограничили скорость движения в жилой зоне до 30 км/ч. При этом Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента правомочны повышать, по согласованию с ГСБДД, скоростной режим (с установкой соответствующих дорожных знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью.
К обязанностям водителя добавлены:
- обязанность предупредить пассажиров о том, что во время движения, запрещено высовывать части тела (кроме рук) из салона автомобиля;
- обязанность предупредить пассажиров о пристегивании ремней безопасности при начале движении транспортного средства (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил), а при поездке на мотоцикле и мопеде – застегивании мотошлема;
- при вынужденной остановке в темное время суток и в условиях недостаточной видимости перед выходом на проезжую часть для ремонта транспортного средства надеть световозвращающий жилет (водителям автобусов, легковых и грузовых автомобилей и колесных тракторов);
-при ДТП водители обязаны не только включить аварийную световую сигнализацию но и выставить знак аварийной остановки (раньше было «или»)
Водителям разрешили:
- выполнять поворот налево и разворот на трамвайных путях попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью, если дорожными знаками 5.8.1 или 5.8.2 либо дорожной разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех движению трамваев.
- разворот на пешеходных переходах; в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними при наличии соответствующих дорожных знаков (в случаи отсутствия разрешающих знаков, разворот по прежнему запрещен)
Добавлен пункт, запрещающий движение задним ходом на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 62 настоящих Правил.
Вносятся изменения, для конкретизации в случаев запрета движения на транспортном средстве: запрещается управлять транспортным средством, если на транспортном средстве не работает тормозная система, рулевое управление, стеклоочиститель со стороны водителя во время дождя или снегопада, неисправно сцепное устройство (в составе автопоезда), не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;
Ряд изменений коснулись «остановки и стоянки».
- Добавлены правила остановки и стоянки на тротуарах. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных дорожным знаком 5.15, установленным вместе с одним из дорожных знаков 7.6.2, 7.6.3, 7.6.6-7.6.9.
- Внесено дополнение для уточнения отдельных участков дорог, где соответствующие дорожные знаки разрешают стоянку на мостах, эстакадах и путепроводах.
- Если между разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившемся транспортным средством расстояние будет менее 3 м. объезд будет невозможен или водители при объезде этого транспортного средства будут испытывать затруднения, поэтому остановку таких местах запретили.
Пассажирам запретили высовывать части тела (кроме рук) из салона во время движения транспортного средства, а пешеходам пользоваться телефоном, смотреть теле,- видеопродукцию, слушать радио и аудиопродукцию, читать книги или периодические издания, а также пользоваться иными электронными средствами, отвлекающими внимание, при движении по проезжей части, в том числе и по пешеходному переходу. Одновременно с этим пешеходам разрешили двигаться по краю проезжей части в случаи отсутствия тротуаров или пешеходных дорожек. Для этого введено новое понятие «обочина».
Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью дорожной разметки 1.1, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с настоящими Правилами.
Пешеходы, переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся
в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если движение по тротуарам или обочинам создают помехи для других пешеходов.
Вносится изменение в цветовую гамму проблесковых маячков. Помимо синего проблесковые маячки могут быть синего и красного цветов. Уточнены правила использования проблесковых маячков, определены преимущества перед другими участниками движения при включенном маячке. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства. Способы крепления должны обеспечивать надёжность установки на всех режимах движения транспортного средства. Сведения об оборудовании транспортных средств проблесковыми маячками всех цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационное удостоверение транспортного средства.
Внесены изменения в расположение транспортных средств на проезжей части :
- вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на участках дорог,
где разрешено движение с большей скоростью для отдельных видов транспортных средств, чем предписано настоящими Правилами, водители транспортных средств должны двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
- количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) дорожными знаками 5.8.1, 5.8.2, 5.8.7, 5.8.8, а если их нет – самими водителями, с учётом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом на дорогах с двусторонним движением стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местной ширины проезжей части (полосы торможения и разгона, дополнительные полосы на подъём, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
- в населенных пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения, с учётом требований абзаца первого настоящего пункта, пунктов 69, 123 и 161 настоящих Правил. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
- на дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если дорожные знаки и дорожная разметка не предписывают иное.
Изменены правила пользования внешними световыми приборами:
- фары должны быть обязательно включены в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, независимо от освещения дороги, в том числе и у велосипедистов
- добавлен пункт разрешающий использование противотуманных фар в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
- новые правила обязывают использовать ближний свет фар в светлое время суток водителей мотоциклов и мопедов. Подобные требования существуют в ряде стран, в таких как США, Германия, Франция, Корея и Китай.
Повышены требования к водителям велосипедов и мопедов.
- к мотоциклам приравниваются трёх- и четырёхколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряжённом состоянии не более 400 кг, а также скутеры, квадроциклы, электроскутеры с рабочим объёмом двигателя более 50 см3, или имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч. Дополнения вносятся в целях приравнивания к мотоциклам скутеров, квадроциклов, электроскутеров, являющимися механическими транспортными средствами, которые подлежат регистрации в органах ГСБДД с выдачей номерных знаков и свидетельства о регистрации. Водители, управляющие этой категорией мотоциклов, будут иметь водительское удостоверение на право управление транспортными средствами категории «А» (мотоциклы).
- велосипед должен быть оснащен световозвращателем и фонарем или фарой белого цвета спереди, световозвращателем и фонарем красного цвета сзади, световозвращателем оранжевого или красного цвета с каждой боковой стороны.
- водителям мопедов запрещено двигаться по дороге без застегнутого мотошлема
Внесены изменения в термины:
Автомагистраль – дорога, обозначенная дорожным знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Термин дорога Приводится в соответствии со статьей 3 Закона «О безопасности дорожного движения», которым определено что понятие дорога включает в себя автомобильные дороги, пути городского электрического транспорта и тротуары.
Вводится понятие «Фактическая масса» – масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами.
Вводится понятие «Фото- и видеофиксация» – фиксация нарушения Правил дорожного движения с помощью специальных автоматизированных технических средств фото- и видеофиксации.
Уточнены приоритеты трамвая перед безрельсовыми транспортными средствами.
- На нерегулируемых перекрестках трамвай имеет приоритет перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения
- На регулируемом перекрестке,при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Новая редакция ПДД доступна на сайте Права.уз.
Уважаемые представители СМИ, просьба не забывать указывать активную гиперссылку на сайта Права.уз при копировании материала.