Получи ПРАВА в Ташкенте

Общие положения

1. Настоящие Правила дорожного движения 
(далее – Правила) определяют единый порядок дорожного движения на территории Республики Узбекистан.

2. На дорогах Республики Узбекистан установлен правосторонний порядок движения транспортных средств.

3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать Закон Республики Узбекистан "О безопасности дорожного движения", настоящие Правила и приведенные в них соответствующие требования сигналов светофора, дорожных знаков (приложение N 1), дорожной разметки (приложение N 2), а также неукоснительно выполнять требования лиц, регулирующих в пределах предоставленных им прав, дорожное движение.

4. Участники дорожного движения не должны создавать опасность для других участников движения. Запрещается неуполномоченным юридическим и физическим лицам повреждать или загрязнять покрытие дороги, самовольно снимать, устанавливать, загораживать, повреждать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

Лицо, создавшее помеху движению, обязано принять все возможные меры для скорейшего 
ее устранения, а если это невозможно, то всеми доступными средствами информировать участников движения об опасности и сообщить в органы внутренних дел (далее – ОВД).

5. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.

6. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

Автомагистраль - дорога, обозначенная дорожным знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными 
или трамвайными путями, пешеходными 
или велосипедными дорожками.

Автопоезд - сочлененное автотранспортное средство, состоящее из седельного тягача 
и полуприцепа или из грузового автомобиля 
и прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(вами).

Безопасность дорожного движения - состояние дорожного   движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Велосипед - транспортное средство (кроме инвалидных колясок), имеющее два колеса и более 
и приводимое в движение человеческой силой.

Владелец транспортного средства - юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или других вещных правах.

Водитель - лицо, управляющее транспортным средством на дорогах. К водителю приравниваются лица, обучающие вождению, передвигающиеся на животных или ведущие их, а также погонщики скота (стада).

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства по причине технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя, пассажира, препятствием на дороге или метеорологическими условиями.

Главная дорога - дорога с твердым покрытием (асфальто-и цементобетон, каменные материалы 
и тому подобное) по отношению к грунтовой дороге или дорога, обозначенная дорожными знаками 2.1, 2.3.1-2.3.3 или 5.1., по отношению к пересекаемой (примыкающей), либо любая дорога по отношению 
к выездам с прилегающих территорий. Наличие покрытия на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Гужевая повозка - устройство, приводимое в движение лошадью (либо другими животными) или мускульной силой человека, не оборудованное двигателем и предназначенное для перевозки грузов.

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя автомобильные дороги, пути городского электрического транспорта и тротуары.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства, при котором наступила смерть или причинен вред здоровью граждан, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

Дорожное движение - совокупность отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых 
в пределах дорог.

Железнодорожный переезд - пересечение дороги 
с железнодорожными путями на одном уровне.

Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (троллейбус, автобус, трамвай, маршрутное такси), предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее установленный маршрут с остановочными пунктами (остановками).

Механическое транспортное средство – транспортное средство (кроме мопеда), приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые тракторы и самоходные механизмы.

Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 куб.см и максимальной 
скоростью не более 50 км/ч.

К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Мотоцикл – двухколёсное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. 
К мотоциклам приравниваются трёх- и четырёхколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряжённом состоянии не более 400 кг, 
а также скутеры, квадроциклы, электроскутеры 
с рабочим объёмом двигателя более 50 см3, или имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч.

Населенный пункт – территория, въезды и выезды 
с которой обозначены дорожными знаками 5.22-5.25.

Недостаточная видимость – видимость дороги менее 300 м в условиях дождя, снегопада, тумана 
и в других подобных условиях, а также в сумерки.

Обгон – опережение движущегося впереди транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы.

Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью дорожной разметки 1.1, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с настоящими Правилами.

Организация дорожного движения – комплекс правовых, организационно-технических мероприятий 
и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Организованная колонна пешеходов – группа людей, следующая по дороге в одном направлении в соответствии 
с требованиями пункта 16 настоящих Правил.

Организованная колонна транспортных средств – колонна из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами, сопровождаемая спереди транспортным средством 
с включенным проблесковым маячком синего, или синего 
и красного цветов.

Организованная перевозка группы детей – организованная перевозка восьми и более детей 
в автобусе, не относящемся к маршрутным транспортным средствам.

Остановка – прекращение движения транспортного средства на время до 10 минут (приведение 
в неподвижное состояние).

Пассажир - лицо, находящееся в транспортном средстве (кроме водителя).

Перекресток – место пересечения, примыкания 
или разветвления дорог на одном уровне. Границы перекрестка определяются воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Предупредительные сигналы – сигналы, применяемые с целью предотвращения аварийных ситуаций, а также при изменении направления движения.

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работы. Пешеходами являются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходная дорожка – часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, по которой запрещено движение транспортных средств

Прилегающая территория – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции, предприятия и т.п.).

Приоритет – право на первоочередное движение 
в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе 
с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Проезжая часть – часть дороги, предназначенная для движения безрельсовых транспортных средств.

Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Разделительная полоса – элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств, расположенный выше уровня дороги и (или) обозначенный дорожной разметкой 1.1.

Разрешенная максимальная масса – максимальная масса (величина) снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем. За разрешенную максимальную массу транспортных средств, передвигающихся в одном составе (прицеп и др.), принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Реверсивное движение – изменение направления движения на противоположное на специально выделенной полосе проезжей части, обозначенной дорожными знаками 5.35 - 5.37, дорожной разметкой 1.9 и установленным над ней реверсивным светофором.

Регулировщик – сотрудник Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее – ГСБДД), военной автомобильной инспекции, работник дорожно-эксплуатационных служб, дежурный на железнодорожных переездах 
и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей, наделенный 
в установленном порядке полномочиями 
по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных настоящими Правилами,
и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть 
в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку (нарукавную повязку, жезл, диск 
с красным отражателем, красный фонарь или флажок).

Уступить дорогу – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен продолжать или начинать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему приоритет, изменить направление движения или скорость.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя, пассажира транспортного средства или пешеход.

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или для производства специальных работ.

Тротуар – часть дороги, примыкающая к проезжей части или отделенная от нее газоном, арыком или специальным сооружением, предназначенная для движения пешеходов.

Стоянка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 10 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Темное время суток – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Фактическая масса – масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами.

Фото- и видеофиксация – фиксация нарушения Правил дорожного движения с помощью специальных автоматизированных технических средств фото- и видеофиксации.